Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Умеете ли Вы думать?

Если человеку задать вопрос: умеете ли Вы думать? то он даже обидится. Действительно, каждый человек полагает, что он думает лучше и вернее, чем другие. Редко какой человек признает чье то  превосходство над собой.

А почему так происходит? Потому что плохо мыслящий человек просто путает, не понимает разницы, между понятиями думать и знать. Если он знает, что такой-то артист женился на такой-то даме или такой-то футболист забил столько то мячей, то он мыслит лучше, чем тот, кто об этом не имеет ни малейшего понятия. А думать и знать это вещи разные. Конечно, чтобы думать, надо знать. А вот знать, можно и без думать.

Первый признак обладать мышлением, это способность строить причинно-следственные цепочки. Причем не узнавать о них, уже кем-то построенными эти цепочки, а построить их собственным умом. Даже если такие цепочки известны многим людям, а Вы их не знали, а построили сами, то Вы способны думать. А если Вы построили цепочку, о которой никто не знал, то Вы отличный мыслитель, ученый.  Чтобы проверить себя Вы попробуйте построить цепочку причинно-следственных связей для некоторого события, о котором я скажу ниже. А сейчас рассмотрим некоторые примеры.
Произошло самое простое событие, которое все наблюдали много раз.  Стоял автомобиль и потом поехал. Вот цепочка причинно-следственной связи.

    Следствие Причина
Автомобиль поехал Водитель что-то сделал

Эта простая цепочка, кажется, понятна всем, но это не так. Представитель какого-нибудь племени из джунглей, который ничего не знает об автомобиле, наверняка, этого не поймет. Для него человек, садящийся в машину, и машина сами по себе.

А непонимание этой простой цепочки, особенно из-за религиозных причин, бывает очень болезненным. Когда испанцы появились перед индейцами на лошадях, то они, никогда не видевшие лошадей и тем более всадников на лошадях, предположили, что эти чудища создал какой-то бог. И то, что эти чудища раздваивались, не наводило на мысль, что это два существа и чудище является следствием того, что одно существо просто влезает на другое и от этого получается двуглавое чудище. Они все это отдавали на откуп богу.

Более продвинутые индивидуумы способны построить более сложную цепочку.

Таблица 2.

Причина Следствие
1 Водитель включил зажигание Запустился двигатель
2 Работающий двигатель Закрутил маховик
3 Вращающийся маховик Через звенья передал вращение колесам
4 Вращающиеся колеса Придали движение всему автомобилю

Для составления данной цепочки мне не пришлось мыслить. Я это все знал и просто обо всем рассказал. Над этим думали другие. Кто-то изобрел двигатель, кто-то поставил этот двигатель на телегу. До этого многие пытались сделать самодвижущуюся телегу. Они пристраивали к телеге рычаги, на подобие лошадиных ног, которые приводились в движение, сидящим в телеге. Эти рычаги отталкивались от земли, как и ноги лошади, и толкали телегу. Перед таким изобретателем были телега и лошадь в одной цепочке, он просто лошадь пытался заменить рычагами. А перед тем, кто ставил двигатель на телегу, никакой цепочки не было, и он не мог о ней откуда-нибудь узнать. Передача вращения от двигателя на колеса, тоже требовала определенных сил мышления. А поставить ключ зажигания удалось примерно сто лет назад. До этого мотор запускали вращением коленчатого вала при помощи рукоятки. Обратный ход двигателя через эту рукоятку искалечил и убил множество энтузиастов. Рассказывают, что когда однажды погиб некий янки от удара заводной ручки, его друг огорчился этим событием, и чтобы не было таких случаев впредь, додумался поставить на двигатель стартер.

Каждый из шагов представленной цепочки можно разбить на более мелкие шаги. Например, цепочку 1 можно представить в виде таких причинно-следственных шагов.

Таблица 3.

Причина Следствие
1 Водитель включил зажигание Замкнулись контакты замка
2 Замкнутые контакты Подали ток от акку- мулятора на стартер
3 Ток в стартере Стартер завращался
4 Вращающийся ротор стартера Привел в движение поршень
5 Движущийся поршень Сжал горючую смесь в цилиндре
6 Сжатая смесь воспламенилась Расширяющиеся газы начали толкать поршень
7 Движущийся от газов поршень Запущенный двигатель

Каждый из шагов из таблицы 3 можно разложить так же на более мелкие шаги.

Как видите, чтобы составлять причинно-следственные  цепочки надо кое-что знать. Знание можно получить в режиме образования или приобрести в процессе мышления. Что касается относительно автомобиля, то знания приобрести в режиме образования довольно легко. Почти обо всем можно прочесть в книгах или в Интернете.

Я представлю для Вас табличку чуть более сложную, нежели таблички для автомобиля.

Таблица 4.

Следствие Причина
1 Поднялась рука Сократилась мышца
2 Сократилась мышца
3
4
5
6
7 Образовавшийся сигнал

Вот такая цепочка причин и следствий приводит к поднятию руки. Эту цепочку можно заменить очень простой цепочкой.

Следствие Причина
Рука поднялась Рука получила сигнал

Так могут многие ответить, но это мало что нам дает.      Важно то, что эта цепочка истинна. Она подтверждается экспериментами, в частности, опытом Гальвани.

Найдите статью в Интернете “Опыт Гальвани: биоэлектрические явления” и прочтите ее. Там Вы найдете такие слова: “Принципиально новым в опыте Гальвани было то, что заряженное тело не прикасалось к мышце, разряд действовал на расстоянии”. Получается: лапка поднялась, потому что получила сигнал.

Вам предлагается заполнить табличку и вопрос о качестве Вашего мышления будет решен. Конечно, для заполнения данной таблички придется кое-то узнавать, то есть пользоваться готовым, что то же требует определенных усилий. Для заполнения второй строки надо понимать элементы молекулярной биологии. Для заполнения третей строки надо подумать об атомах. Четвертая строка заполнится после пополнения знаний о частицах. Только не пользуйтесь представлениями об этих элементах через уравнения Шредингера, Дирака и тому подобное иначе Вы эту табличку не построите никогда. Пятая строка требует некоторых понятий квантовой механики. Но опять же не пользуйтесь моделью мира Гейзенберга или экстравагантными измышлениями Фейнмана. Думайте в рамках ньютоновской механики: есть сила – есть событие. Нет силы и нет никакого разнообразия. При заполнении шестой  и седьмой строк следует обратиться к постулату Эйнштейна и кое-что додумать, ибо о некоторых вещах Вам будет нелегко, что-то прочесть.

Чем больше строк Вы заполните, тем выше можете задирать нос.